|
||||||||||||
|
![]() |
Полезные ссылкиКонсультант Плюс — законодательство РФ, новые нормативные акты, обзоры Клерк.Ру — все о бухгалтерском учете, налоговом праве, программах автоматизации Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации Официальный сайт Управления ФНС России по Приморскому краю Audit-it.ru - все о бухгалтерском учете, налогообложении и аудите в Российской Федерации Российский налоговый курьер - электронный журнал о налогообложении в Российской Федерации |
Ответ на вопрос № 3Вопрос № 3: каков порядок создания резерва по сомнительным долгам и порядок списания безнадежных долгов за счет указанного резерва Ответ: Для целей бухгалтерского учета сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (абз.2 п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н). Организация на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (абз.1, 3, 4 п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Порядок формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогового учета установлен ст.266 НК РФ. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Резерв по сомнительным долгам начисляется в конце отчетного (налогового) периода, что подтверждено п.3 ст. 266 НК РФ, согласно которому суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, резерв в полной сумме можно создать при соблюдении следующих условий:
О списании безнадежных долгов за счет резерва по сомнительным долгам Резерв по сомнительным долгам согласно п.4 ст.266 НК РФ может быть использован организацией только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ. Иными словами, если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения прибыли имеются только четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной. Так безнадежными признаются долги, по которым:
Исполнительное производство заканчивается, в частности, в следующих случаях:
В указанных выше случаях исполнительный документ возвращается взыскателю и составляется акт о невозможности взыскания задолженности (ст.ст.46 и 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве). Задолженность, в отношении которой имеется решение суда об отказе в ее взыскании (по любым основаниям) не является безнадежной в целях налогообложения прибыли и не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по данному налогу, поскольку перечень, установленный п.2 ст.266 НК РФ, не содержит соответствующего основания (Письмо Минфина России от 02.02.2006 г. № 03-03-04/1/72). Таким образом, если даже организация после положительного решения суда и передачи исполнительного листа судебному приставу-исполнителю получила его решение о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания долга, налоговые органы, скорее всего, откажут организации в признании расходов для целей налогообложения прибыли. Следовательно, организациям, решившим списать безнадежный долг на основании актов судебных приставов-исполнителей, следует быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.
|
Новости компании02.09.2016 | Аудиторская консалтинговая компания "АФБ" аккредитована при ПАО АКБ "Приморье" в качестве оценочной компании 30.05.2016 | Аудиторская консалтинговая компания "АФБ" выииграла тендер на проведение аудита АО Гормолокозавод "Артемовский" Новости законодательстваФинансовый анализ |
![]() |
© ООО «Аудиторская консалтинговая компания «АФБ», 2008 — 2023 |